Профилактика суицида среди несовершеннолетних
«Падает снег, падает снег -
Тысячи белых ежат…
А по дороге идет человек,
И губы его дрожат.
…
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток!
Останови! Подойди!
И пусть твоя дружеская рука
В том горе поможет наверняка!»
Э.Асадов
Важная информация:
1. Суицид стоит на втором месте (после несчастных случаев) среди молодежи от 15 до 24 лет.
2. Как правило, суицид не происходит без предупреждения, поэтому суицид можно предотвратить.
3. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде! Но вести этакой разговор надо правильно.
4. Тот, кто говорит о суициде, чаще всего совершает суицид (из десяти покушавшихся на свою жизнь семеро делятся планами об этом).
5. Для суицидальных детей их проблемы серьезны!
6. Предотвратить суицид может близкий человек (педагог, друг, родитель)!
7. Совершить самоубийство может каждый! Нет какого-то определенного одного склонного к этому «типа»
8. Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание! Это крик о помощи!
На что следует обращать внимание:
·мысли, высказывания, фразы о бессмысленности жизни;
·фантазии о смерти;
·высказывания о желании умереть («мне все надоело», «я не хочу жить»);
·повышенный интерес юноши (деквушки) к темам смерти (книги, форумы и социальные сети, неформальные организации, культивирующие суицидальные наклонности);
·агрессивное поведение (вспышки гнева, ярости, раздражения);
·изолированность и одиночество (вынужденные, а не добровольные);
·длительные подавленные, депрессивные состояния, характеризующиеся плохим настроением, чувством скуки и одиночества, фиксацией внимания на мелочах, замкнутостью, агрессией по отношению к взрослым, злоупотреблением алкоголем и наркотиками (часто влечет за собой истинный суицид, который никогда не бывает спонтанным);
·вхождение в опасные группировки, рисковая езда на транспорте, опасные виды спорта, наркотики (суицидально-обусловленное поведение, так называемый «скрытый суицид»);
·демонстративное поведение, угрозы суицидом (что совсем не значит, что ребенок его не совершит!).
Основные причины суицидального поведения в юношестве:
1. Повлиять на человека, значимого в жизни юноши (девушки) (заставить раскаяться того, кто обидел, заставить обратить на себя внимание того, кто нравится, и т.д.).
2. Разрешить конфликт с родителями. Очень часто авторитарный стиль воспитания, где к ребенку предъявляют безапелляционные требования, приводит к конфликту и далее к мыслям о суициде. Также слишком попустительский стиль воспитания может подтолкнуть к мысли о суициде для того, чтобы родители на него обратили внимание.
3. Непонимание в колледже со стороны педагогов, сверстников (имеющие плохою успеваемость, вступающие в конфликты с педагогами и администрацией; юноши и девушки, стремящиеся к самоуважению, положительной оценке, к общению, недостаток которых может вызвать желание уйти из жизни).
Что может сделать педагог для предотвращения суицида:
1. Вселять уверенность в свои силы и возможности; внушать оптимизм, надежду.
2. Проявлять сочувствие и понимание (буквально, говоря «Я вас понимаю», а не «кто бы меня пожалел»).
3. Обращаться к специалистам, родителям, если возникают подозрения на склонность ребенка к причинению себе вреда или возможному суициду.
4. Осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.
5. Помнить о том, что наиболее опасное (в плане возникновения риска суицида) время – это межсезонье (наиболее «рискованные» месяцы по статистике сентябрь, апрель, май; дни – выходные и праздничные).
6. Избегайте формализма, равнодушия, безучастности в адрес детей!
7. Помните о том, что все дети разные, воспринимают они по-разному и стремиться контролировать свою речь, манеру, интонацию: на одного оскорбительное слово, сказанное в сердцах, да еще прилюдно может произвести сильное впечатление, а на другого может никак не повлиять.
8. Установите заботливые взаимоотношения – иногда забота и участие отзывчивого человека являются наиболее ободряющими средствами.
Как правильно и как неправильно говорить с потенциальным суицидентом
(столкнувшись с суицидальной угрозой)
Нельзя: |
Можно и Нужно: |
Спорить, дискутировать - «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других; тебе бы следовало благодарить судьбу» - «Ты понимаешь, какие несчастья (позор, беду, переживания) ты навлечешь на свою семью?!» Выражать потрясение тем, что услышали |
Будьте внимательным слушателем – страдающему человеку (в том числе, страдающему от депрессии) нужно давать говорить больше самому, «выговариваться». «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами сейчас от тебя требуется много мужества» |
Задавать косвенные вопросы: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?!» - ответ, подразумеваемый такой постановкой вопроса «НЕТ» |
Задавать прямые вопросы: «Ты думаешь о самоубийстве?» Спокойно и доходчиво прояснять ситуацию: С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной? Как ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства? Если ты раньше размышлял о самоубийстве, что тебя останавливало? Помогать высказаться и тем самым дать возможность прояснить свои чувства, получить облегчение |
Предлагать неоправданные утешения, обесценивать угрозу: «Ничего, ничего! У всех такие же проблемы, как у тебя!» «Нет, ты так на самом деле не думаешь!» |
Предлагать конструктивные выходы: «Давай поразмышляем, какие могут быть альтернативные (другие) решения» |
Запугивать, угрожать, прибегать к насилию (в том числе психологическому), провоцировать, подкупать, шантажировать – это подрывает веру в людей, дает наглядный урок манипулирования людьми. |
Помогать определять источник психического дискомфорта: «Что с тобой случилось за последнее время?» «Когда ты почувствовал себя хуже? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены?» |
Оценивать и сравнивать Личность юноши или девушки – все хотят быть принятыми такими, какие есть. |
Помочь говорить о чувствах без стеснения (даже об отрицательных), проявлять их: «Мне кажется ты очень расстроен. По-моему, ты сейчас заплачешь. Может, если ты поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять тебя» |
Игнорировать! |
Постараться понять, что важное, позитивное для юноши (девушки), что или кого он(-а) еще ценит, |
Подтверждать тщетность надежд! |
Поддерживать, вселять надежду! |
Цель профилактики: прочное укрепление желания жить и радоваться жизни!